Требования к лицензиатам как на разработку средств защиты конфиденциальной информации (СКЗИ), так и на предоставление услуг по технической защите конфиденциальной информации (ТЗКИ) существуют с 2012 года и регулярно обновляются. Последнее значимое обновление было принято в ноябре 2021 года, хотя уже в феврале этого года в оба постановления были внесены незначительные изменения. Не совсем понятно, в каком направлении будут эти требования меняться, однако уже ясно, что условия по защите информации сильно изменились в прошлом году, что должно найти свое отражение и в нормативных актах.
Кроме того, к выпуску планируются восемь приказа, из которых для ИБ-отрасли наиболее интересны два. Они должны утвердить требования по защите от DoS-атак и к защите государственных ИС, обладателями которых является РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Они должны быть разработаны в 4 квартале следующего года.
Запланированный приказ, который будет утверждать требования по обеспечению защищенности государственных информационных систем и значимых объектов КИИ РФ от несанкционированного воздействия типа «отказ в обслуживании», скорее всего будет посвящен правильной организации защиты как от атак на выведение из строя государственный ИС или КИИ, так и от распределенных DoS-атак.
От последних самостоятельно защититься достаточно сложно, поскольку требуется как минимум взаимодействие с оператором связи и получение от него услуг по фильтрации паразитного трафика, а лучше – со специализированной компанией, которая может отсеивать трафик максимально близко к его источнику.
Приказ об утверждении требований о защите информации, содержащейся в государственных и иных информационных системах, обладателями которых является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование предназначен, скорее всего, для стимулирования защиты веб-ресурсов органов власти. Дело в том, что с прошлого года веб-ресурсы и приложения государственных структур активно атакуют хакеры и меняют их главную страницу (дефейс), однако требований по их защите нет – они редко признаются критической информационной инфраструктурой. Да, есть требования по предоставлению правдивой и актуальной информации на государственных веб-ресурсах, но требований по защите опубликованных данных и систем, где они хранятся, нет. Это не позволяет органам власти закупать услуги и оборудование для защиты своих ресурсов, поскольку для подобных трат из бюджета должно быть обоснование и требования для организации тендера. Готовящийся приказ, возможно, эту проблему решит.